+7(495)740-37-89 Пн. - Пт. 09:00-20:00
inf@magnus-expert.ru Круглосуточно
Заказать звонок

Независимая оценка стоимости домена (сайта)

07.11.2019

Востребованность такой оценки появляется в последние годы, и является частным случаем оценки нематериальных активов. Интересно, что до недавнего времени оценка доменов и сайтов в России вообще никого не интересовала.

Тем не менее, иногда сайт является главным активом бизнеса, генерирующим прибыль, или по крайне мере одним из важнейших активов.  Зачастую, потеряв сайт по тем или иным причинам бизнес может попросту обанкротиться. Разумеется, что сайты имеют реальную стоимость, которую можно оценить.

Как оцениваются и продаются сайты в современных реалиях

Если вы пробовали вбить в поисковике что-то типа «оценка сайта» вы можете увидеть кучу сервисов, которые позволяют сделать так называемую он-лайн оценку. Конечно, каждый из этих сервисов может показать результат, который может отличаться в разы. В данном материале мы не станем разбирать механизмы работы таких сервисов. Важно понять одно, что это просто алгоритмы, которые не позволят вам получить документ, подтверждающий стоимость сайта (отчет об оценке) и как-то использовать результаты такой оценки. А вот обращение к оценщику позволит получить официальный отчет об оценке, поэтому говорить будем не о сервисах, а именно об оценке по 135ФЗ.

А вот рынок продажи доменов и сайтов в интернете является очень даже развитым, существует множество площадок, где происходят сделки такого рода.

Домен или сайт или сайт с доменом

Домен. Давайте разберемся в понятиях, домен это «имя» вашего сайта, адрес по которому он живет в интернете, например vashsite.ru. Надо сказать, что несмотря долгие годы существования интернета правовой статус домена в РФ остается довольно-таки расплывчатым. На самом деле домен не принадлежит конкретному владельцу, его обслуживание оплачивается специальному посреднику (регистратору) на срок от года до нескольких лет вперед. Домен привязан к личному кабинету администратора в сервисе регистратора. Обычно, для регистрации сайта в зоне .ru, .su, .рф (доменные зоны Российской Федерации), требуется подтверждение личности в кабинете регистратора или указание паспортных данных. Регистрация доменов в международных зонах и зонах многих других государств вообще анонимна. К слову, даже в зонах РФ можно без труда зарегистрировать домен на «фейковые» данные.

Для оценки домена потребуются данные, подтверждающие владение, но что это может быть? На сегодняшний день наиболее авторитетным правоустанавливающим документом может стать свидетельство о регистрации товарного знака или средства индивидуализации в Роспатенте. Если у Вашего бизнеса есть домен, то я бы попробовал скорее зарегистрировать его как ТЗ. Кроме того, в большинстве случаев регистратор доменного имени может выдать справку о принадлежности домена, но если домен зарегистрирован реселлером – могут быть проблемы.

Обладание ТЗ не только поможет подтвердить ваши права, но и защитит домен от «рейдерства». Да-да, вы не ослышались, в РФ набирает обороты захват доменов посредством регистрации товарных знаков с последующим отъемом через суд.

Сайт. С сайтом все еще интереснее, сайт — это совокупность вашего домена и так называемого «движка» сайта. По сути сам сайт это набор файлов динамическим кодом, которые хранятся на web-сервере. Как-то подтвердить правообладание этими самыми данными не очень просто, большинство web-сайтов созданы на распространенных «движках» с открытым кодом и технически неуникальны, а контент (тексты, картинки, логотипы) не защищены каким-либо авторским правом в подавляющем большинстве случаев.

При этом движок без домена и домен без движка как правило по отдельности ни чего не стоят и только вместе представляют собой ценный актив в виде сайта.

Подходы и методы оценки

Сравнительный подход – возможен как правило для не очень сложных и уникальных сайтов, для которых можно подобрать аналоги сделок на рынке. В этом случае можно опираться на такие ценообразующие факторы как метрики домена, поисковый трафик, количество страниц в индексе, установленная CMS (движок) и многое другое. Я без труда мог бы назвать сотню ценообразующих факторов, но не стану Вас утомлять.

Затратный подход – я категорически против использования затратного подхода при оценке сайтов, на самом деле вы без труда можете потратить огромные деньги на разработку и продвижения сайта, который в итоге не «выстрелит» и будет иметь реальную стоимость около нуля, при огромных затратах на воспроизводство. Кроме того, интернет очень динамичен и еще несколько лет назад было очень много сайтов служб такси (реально крутых и дорогих), но потом пришли агрегаторы типа ЯндексТакси и сегодня сайты служб такси стоят немного больше, чем ноль.

Доходный подход – я бы совершенно однозначно рекомендовал опираться на доходник при оценке сайта, т.е. на то, какой доход сайт приносит или может приносить. В принципе, когда web-мастера покупают сайты они всегда отталкиваются от того, сколько они смогут на этом сайте или домене заработать в будущем.  Конечно, подход потребует очень грамотного анализа.

Сложности в оценке сайтов

На написание этой статьи у меня ушло около 15 минут, я не стал писать больше, поскольку я бы мог растянуть это все на целую книгу, когда-то в прошлом я сам занимался созданием, обслуживанием и оптимизацией сайтов и тема мне довольно хорошо знакома. Пожалуй, самое трудное в оценке сайтов то, что это довольно сложный актив, в котором надо уметь разбираться. Оценщик, как правило, представляет себе работу этой кухни по-обывательски, довольно ограничено и я бы не советовал заниматься оценкой сайтов без привлечения соответствующего специалиста с хорошей практикой. Я бы сравнил оценку сайта с оценкой предметов искусства, для того, чтобы оценить картину Шагала недостаточно быть экономистом или оценщиком, надо очень хорошо разбираться в живописи и в рынке живописи – примерно так.

Оценка НМА

Оставить комментарий

Пожалуйста, авторизуйтесь чтобы добавить комментарий.
avatar
  Подписаться  
Уведомление о